В чем разница между дипломом магистра, бакалавра и специалиста?

Магистратура

Понять, что такое магистратура, можно при сравнении новой системы получения знаний с распространенной в России ранее. До недавнего времени просвещение происходило на протяжении пяти лет, по итогу которых выпускник считался специалистом.

Магистратура это этап обучения

Категоризировалась эта подготовка как специалитет. Сегодня многоуровневая система предполагает несколько этапов обучения. Основа или первый этап в виде бакалавриата является законченным высшим образованием. Точнее его первой ступенью. Затем следует магистратура.

Болонская схема предполагает следующую поэтапность в обучении:

  • Бакалавриат — 4 года.
  • Магистратура — 2 года.
  • Аспирантура — 3 года.

Кроме сопоставления с существовавшей ранее системой понятие магистратуры раскрывается и при ее сравнении с бакалавриатом. Последний представляется в виде нескольких курсов с прохождением общих дисциплин, но в своем направлении (филологическим, техническом и т.д.). Здесь преподаются более углубленные знания, чем в школе, но они не являются адаптированными и глубинными по определенной специальности. Магистратура же выступает первым шагом к научной деятельности и профилирует обучающегося по конкретной специализации.

Программы магистратуры в России

В России представлено более 500 магистерских программ по следующим направлениям:

03.04.01 — Прикладные математика и физика
40.04.01 — Юриспруденция
38.04.04 — Государственное и муниципальное управление
37.04.01 — Психология
45.04.01 — Филология
01.04.02 — Прикладная математика и информатика
09.04.01 — Информатика и вычислительная техника
13.04.02 — Электроэнергетика и электротехника
38.04.08 — Финансы и кредит
03.04.02 — Физика
45.04.02 — Лингвистика
39.04.01 — Социология
44.04.02 — Психолого-педагогическое образование
06.04.01 — Биология
09.04.03 — Прикладная информатика
41.04.05 — Международные отношения
11.04.02 — Инфокоммуникационные технологии и системы связи
18.04.01 — Химическая технология
04.04.01 — Химия
46.04.01 — История
09.04.02 — Информационные системы и технологии
05.04.06 — Экология и природопользование
08.04.01 — Строительство
22.04.01 — Материаловедение и технологии материалов
21.04.01 — Нефтегазовое дело
14.04.02 — Ядерные физика и технологии
16.04.01 — Техническая физика

Поступление после окончания специалитета

Специалитет остается некой формой исключения из правил. Будучи популярной в прошлом программой профессиональной подготовки, он является одноуровневым полным высшим образованием и дает право дальнейшего обучения.

Чтобы получить степень магистра держателю диплома специалиста достаточно:

  • подать документы на поступление;
  • пройти экзаменацию (собеседование, тесты);
  • выбрать форму обучения;
  • получить студенческий билет, приступить к занятиям.

Значение профиля предыдущего образования

Важный нюанс: после специалитета магистрат может считаться как следующим уровнем первого образования, так и получением II ВПО. Это зависит от выбора конкретного профиля, программы, которую он прошел (дипломированный специалист, специалист).

Распространенные варианты:

  • выбор смежного профиля часто «проходит» как первое высшее;
  • освоение новой специальности — получение второго образования.

Для бакалавров такие ограничения не действуют (что утверждает закон 273-ФЗ). Студент может освоить сразу две смежные (принципиально отличные) спецификации по одной системе обучения, выбрав профессию магистратуры, отличную от профиля, освоенного на бакалавриате. Выбор смежной специальности, правда, дает ученику право перезачета отдельных дисциплин, ускоренной подготовки.

Считается ли магистратура после бакалавриата за второе высшее?

Закон четко устанавливает статус программ подготовки бакалавров и магистров — это два уровня одного образования. Потому даже при кардинальной смене профессии переход на вторую степень не будет считаться получением II ВПО.

Для экономии времени студент может осваивать одновременно несколько профилей в первые четыре года учебы. Затем — поступить по одной из специальностей магистрата или другому направлению. Вторым образованием это будет считаться только при наличии у абитуриента диплома магистра/специалиста, полученного ранее.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Так стоит ли менять специальность?

Если вы хотите получить новые навыки и расширить свои компетенции — определенно да. Есть два варианта: поступление на смежное направление и полная смена специальности. Рассмотрим плюсы и минусы каждого. 

Смежная специальность: 

Скорее всего, вы с легкостью сдадите вступительные испытания, так как большая часть материала была освоена в рамках бакалавриата. Останется только «подтянуть» темы, относящиеся непосредственно к новому направлению.
Учиться будет несложно. У вас есть базовые знания по дисциплинам, поэтому на занятиях вы будете понимать, о чем идет речь. Конечно, придется заниматься самообразованием и заполнять некоторые пробелы, но в целом, учеба не будет доставлять серьезных проблем.
Можно совмещать с работой. Это вытекает из предыдущего плюса

Вы не будете тратить много сил на подготовку к занятиям, а значит, останется время на подработку или полноценное трудоустройство.
Можно написать интересную диссертацию, которая привлечет внимание работодателей. У вас будет возможность работать на стыке дисциплин, не ограничиваясь одним направлением

Это намного сложнее, но и в тоже время котируется на рынке труда. Такие работы любит и комиссия, так что можно претендовать на хорошую оценку.

Есть один серьезный минус — смежная специальность хоть и расширяет компетенции, но не намного. Это возможность скорее углубиться в одно направление и заниматься непосредственно им. Стать универсальным специалистом не получится. 

Новая специальность:

  • Можно кардинально поменять карьеру. Например, если вы отучились в техническом вузе, но видите себя на гуманитарной должности. В таком случае магистратура станет альтернативой второго высшего.
  • Вы расширите свои полномочия. Если раньше вы занимались только дизайном сайтов, то после учебы на веб-разработчика сможете взять на себя также написанием кода. Это скажется и на уровне заработной платы. 
  • Сможете заниматься тем, чем давно хотели. Еще в школе мечтали быть топовым пиарщиком, но родители настояли на более перспективном направлении в ИТ? Получите второй диплом по любимой специальности! Возможно, у вас даже получится их совместить. Например, устроиться техническим специалистом в маркетинговое агентство.

Но нужно понимать, что поступление на новую специальность — упорная работа. Вам придется хорошо подготовиться к вступительным испытаниям, разбираясь с бакалаврской программой. На учебу вы будете тратить намного больше времени, чем одногруппники, а написание диссертации потребует полного включения. Но отправившись на поиски работы после выпуска, вы поймете, что это того стоит. 

Варианты дальнейшего образования бакалавра

Несмотря на то что бакалавр в России — это высшее образование, полноценное и законченное, многих студентов волнует возможность дальнейшего обучения. Как получить дополнительную профессию, повышение квалификации или научную степень?

Наиболее очевидной перспективой дальнейшего обучения для бакалавра является магистратура. Это вторая ступень образования. На этом этапе студенты углублённо изучают выбранное направление и получают диплом.

Преимущества такого двухступенчатого обучения в том, что научную и прикладную специальность можно сменить. Ведь так часто бывает: в процессе учёбы могут возникнуть другие интересы и выбранная специальность начинает мало интересовать. На выручку придёт магистратура.

Диплом бакалавра

По окончании обучения студенты готовятся и сдают государственный экзамен, защищают выпускную квалификационную работу. Так было со специалистами, аналогично теперь поступают и бакалавры. Все четыре года обучения они фактически готовятся к итоговой аттестации.

По окончании обучения выпускники получают документ о высшем образовании — диплом, в котором присутствует запись: «присуждена степень бакалавра» и далее следует наименование специальности. Безусловно, это является признаком законченного и полноценного высшего образования и подтверждает достаточную квалификацию для занятия профессиональной деятельностью. Выпускник может смело претендовать на достойную работу. И вопрос о том, что бакалавр — это высшее образование или нет, уже не должен волновать ни абитуриентов, ни работодателей.

Магистратура: что это?

Это вторая ступень высшего профессионального образования. Стать студентами второй ступени, получить диплом магистра могут лица, которые отучились на бакалавриате. Академическая степень предоставляет 6 преимуществ:

  • Статус лица с полным высшим образованием. Из-за несовершенства российского законодательства, до сих пор не ясно, можно ли считать бакалавров лицами с полным ВО. Возникают проблемы с трудоустройством на самостоятельные должности. Особенно на государственной, правоохранительной службе. Магистратура однозначно считается оконченным высшим образованием.
  • Выгодное отличие перед конкурентами.
  • Глубина знаний своей предметной области. Если студент планомерно следует выбранному пути, не меняет его на ходу.
  • Возможность преподавать. Шанс самореализации или дополнительная профессия если будут проблемы с работой.
  • Право законно не служить. Студенты второй ступени получают отсрочку от армии. А по окончании можно продолжить образование.
  • Шанс заняться научной деятельностью. Дипломированные магистры могут стать аспирантами.

Зачем нужна магистратура — зависит от личной точки зрения.

Особенности современного высшего образования

Современное общество отличается высокой мобильностью и стабильно увеличивающимся информационным потоком. Чтобы успешно вписаться в новый мир, молодые люди должны обладать определенными качествами.

Прежде всего это:

  • умение быстро переключаться между задачами;
  • способность получать и отсеивать информацию;
  • умение мобильно пользоваться знаниями, а при необходимости получить новые.

К сожалению, система высшего образования довольно долго отставала от прогресса. Один раз получив диплом специалиста, выпускник становился профессионалом в довольно узкой области. Однако это не предполагает смену деятельности по профессии.

Для преодоления проблемы низкой мобильности была разработана система ступенчатого высшего образования. И сразу возникла проблема: считается ли, что бакалавр – это полное высшее образование или нет? Ведь время обучения сократилось на год, но при этом добавилась магистратура как очередная ступень.

Что такое магистратура

Образовательная сфера не стоит на месте и система образования постоянно развивается. В 2011 году Россия перешла на болонскую систему образования.

Теперь в российских вузах можно получить не только квалификацию специалиста (5 лет обучения), но еще бакалавра (4 года) и магистра (2 года). Магистратура – это второй этап в получении высшего образования, следующий после бакалавриата ( или специалитета).

Степень магистра получали еще в Российской империи при Александре I (с 17 века). В 1753 году магистерская квалификация впервые была присвоена ученикам М.В. Ломоносова в области философии. Она прочно заняла середину между кандидатом и доктором наук. Обладая званием магистра можно было быть титулярным советником.

Магистратура может быть использована в качестве:

  • повышения квалификации специалиста;
  • продолжения обучения бакалавра и углубления знаний по своей специальности;
  • освоения новой профессии.

В магистратуре можно обучаться как платно, так и за счет государственного бюджета и также получать стипендию, если учиться без троек

Важно знать, что только те, кто окончил специалитет до перехода России на двухуровневую систему образования, могут обучаться в магистратуре бесплатно

Учиться в магистратуре придется 2 года (дневная форма) и 2,5 года (вечерняя или заочная форма). Проводят занятия высококвалифицированные преподаватели: доценты, кандидаты и доктора наук, профессоры. В конце учебы студент пишет магистерскую диссертацию, защищает ее и получает заветный диплом.

Студенты магистратуры имеют те же привилегии, что и бакалавры:

  • стипендия;
  • всевозможные льготы по студенческому билету;
  • проживание в общежитии;
  • участие в жизни университета.

Разница между магистратурой и бакалавриатом/специалитетом — высокий уровень самостоятельности магистрантов: очень много информации предлагается для самообразования по специальности.

Магистрант учится самостоятельно больше, чем бакалавр

Процесс обучения максимально нацелен на практику. У студентов чаще проводят практические занятия и семинары люди, работающие в области той профессии, которую осваивают магистры.

Таким образом, можно выявить следующие преимущества магистратуры:

  • дает возможность занимать руководящие должности в различных компаниях;
  • позволяет продлить студенчество еще на 2 года;
  • интересная программа обучения;
  • позволяет углубить знания по своей специальности или освоить новую;
  • дает возможность проявить себя в качестве ученого;
  • после окончания магистратуры можно поступать в аспирантуру;
  • можно пройти практику в качестве преподавателя;
  • диплом магистра позволяет повысить уровень своей конкурентоспособности на рынке труда.

Принимая решение получать магистерскую степень, необходимо понимать, что магистранты не учат основы профессиональной деятельности, они:

  • ведут исследовательские проекты;
  • приобретают аналитические умения;
  • осваивают первичную базу навыков педагога (в рамках выбранного направления).

Степень магистра относится больше к научным кадрам и предполагает более широкое изучение области. Но не стоит забывать, что к поступлению в магистратуру нужно готовиться так же, как и к поступлению в бакалавриат или специалитет.

Если есть желание, время и возможность, можно поступать в магистратуру на другую специальность. Но для этого нужно посвятить много времени на освоение профессиональных дисциплин и вникание в специализацию.

Уровни образования в России

Теперь в России на государственном уровне приняты обе системы обучения: Болонская (бакалавриат и магистратура) и специалитет.

  • Бакалавриат. Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени бакалавра составляет четыре года.
  • Магистратура. Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени магистра составляет два года на базе бакалавриата.
  • Специалитет. Нормативный срок обучения не менее 5 лет, сохранился лишь по некоторым специальностям, перечень которых утверждён Правительством РФ.Некоторые специальности могут требовать большего срока обучения — например, медицинские.

Ненастоящие причины получать высшее образование

Если поступать не по своей воле, а из-за навязанных причин, больше шансов отчислиться по своему желанию или из-за неуспеваемости, потому что нет интереса и мотивации. Или еще хуже, пойти не по своему пути: как эйнштейнова рыба, которую судили по способности забираться на дерево, отчего она всю жизнь считала себя глупой.

Распространенные причины, когда только кажется, что нужно поступать в вуз:

  • «Чтобы не быть дворником»

    Вмонтированный с 1 класса страх о невозможности состояться без высшего – плохая причина для поступления. Если только такая установка заставляет готовиться к ЦТ, лучше поработать со специалистом по профориентации или психологом. Это поможет снять страхи, понять, чем хотите заниматься. Если это то, что не требует высшего, как танцовщик, автослесарь или специалист по отделке, – отлично! Чтобы получить хорошую работу, нужны навыки, а не высшее.

  • Потому что родители настояли (и оплатили)

    С родителями нужно советоваться и прислушиваться, но решение о поступлении не должно приниматься категорично и без вашего участия.

  • Все сверстники поступают

    Поступление или непоступление должно основываться на ваших целях и желаниях. Здесь важна осознанность и понимание, чего вы хотите. Если не знаете, работайте с профессионалами, пока не выясните.

Ваша жизнь – это только ваш опыт. Ошибетесь, ну и ничего страшного. Просто попробуете еще раз.

Сократ задавал вопросы, пока ученик сам не сформулирует новое знание, Герберт Спенсер выбрасывал из учебной программы все, что не пригодится в жизни, Энрико Ферми учил своих студентов самостоятельно добывать всю информацию для решения задачи. У нас такого нет, но все равно можно получить классическое фундаментальное образование по нужной специальности с квалификацией, научиться развиваться, трудиться, общаться. Этого достаточно, чтобы построить карьеру в Беларуси. Если амбиции направлены на покорение мира, белорусское образование точно не станет преградой, но его придется подтверждать почти всегда.

Белорусское высшее  это выбор из вузов и профилей и прочная основа для любого развития

Мы в Поступи.бел работаем с дистанционным высшим образованием: консультируем, профориентируем, помогаем поступать удаленно в университеты и колледжи. Когда нужно высшее дистанционное, оставьте заявку на нашем сайте – свяжемся удобным способом за 10 минут.

Ученые степени

Какова же целесообразность получения ученой степени кандидата и доктора наук? По большему счету они абсолютно ничего не меняют, за исключением вашего авторитета и политического веса в рамках науки и образования. 

Кандидат наук

Прежде чем решиться на защиту кандидатской диссертации, у вас на руках должна быть готовая работа, в обязательном порядке имеющая научную новизну. Иными словами, попытайтесь изобрести то, что еще не реализовал Google, Amazon, Samsung или Apple. Работа должна быть научно-квалификационной, логически законченной с точки зрения науки и практики.

Помимо хорошей, качественно написанной диссертации, которая соответствует паспорту специальности, вы должны иметь:

  • ряд публикаций в научных изданиях;
  • несколько выступлений на международных, всероссийских, научных, научно-практических конференциях; 
  • две публикации (как минимум) из перечня изданий, рекомендуемых ВАК при Министерстве науки и высшего образования. 

Защита проходит в диссертационных советах. В настоящее время Министерство науки и высшего образования предлагает два пути развития событий для защиты кандидатской диссертации:

  • Выбрать диссертационный совет при ВАКе (высшей аттестационной комиссии).
  • Воспользоваться услугами диссертационных советов на базе университетов, которые имеют право самостоятельно присуждать ученые степени и звания.

Следует отметить некоторые нюансы, которые свойственны сегодняшним реалиям. С момента поступления в аспирантуру до вашей защиты может пройти 15 и более лет, так что не стоит ориентироваться на 4 года

Второе, на что следует обратить внимание – кандидатскую защищать гораздо проще, чем докторскую. Это связано с тем, что с ученой степенью доктора наук вы можете претендовать на ректорат, должность ректора и в определенных ВУЗах это вызывает некоторую озабоченность. 

Доктор наук

После получения кандидата наук вам предоставляется возможность подняться по иерархической лестнице и получить ученую степень доктора. Следует отметить, что в большинстве европейских стран кандидат наук признается как PhD, то есть доктором и профессором. Однако на территории РФ, если у вас есть потребность в продолжении роста по карьерной лестнице, вы можете защитить докторскую диссертацию двумя способами:

  • Поступить непосредственно в докторантуру и отучиться некоторое количество лет. При этом следует отметить, что в отличие от аспирантуры, ее можно закончить раньше. 
  • Получить разрешение от кафедры и ВУЗа защищаться самостоятельно, взять выписку и заключение по вашей работе.

Процедура защиты докторской диссертации аналогична той, которая проходит при защите кандидатской. Изначально нужно выбрать диссертационный совет. Следует также отметить, что количество требований формально выше. Например, кандидатам технических специальностей требуется от 10 ваковских публикаций, ряд объектов интеллектуальной собственности и так далее.

Кроме того, диссертационные советы, имеющие право самостоятельно присуждать ученые степени и звания, вправе отклоняться от требований ВАК. Также Министерство образования и науки дополнительно не рецензирует любые диссертации, которые защищаются в данных советах. Соответственно, формально они выставляют более высокие требования и ориентируются не на статьи Высшей аттестационной комиссии, а непосредственно на Scopus и Web of science первых, вторых квартилей. 

Сам процесс защиты в диссертационных советах при ВАКе обычно состоит из нескольких этапов. На завершающей стадии вы выступаете перед членами диссертационного совета в составе 20-22 человек. Если речь идет о диссертационных советах с самостоятельным правом присуждения степени, то комиссия может состоять буквально из 5 членов. 

Бакалавриат и магистратура — «иностранцы»

До 1996 года отечественные вузы вели только подготовку специалистов. За редким исключением, срок образовательной программы, по которой учились студенты, составлял 5 лет. Таким образом, существовал единственный уровень высшего образования — специалитет.

Основы для появления разных форматов «вышки» были заложены в 1996 году, когда в России был принят закон о «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Именно тогда началось реформирование образовательной системы в целях приведения ее к общеевропейским принципам.

Появилась степень бакалавра, были разработаны соответствующие программы и начался прием абитуриентов. Несмотря на то что бакалавриат допускает срок обучения от 4 до 6 лет, абсолютное большинство российских программ были ориентированы на четырехлетний период обучения.

Сокращение сроков обучения выглядело и заманчиво, и сомнительно, поэтому у поступающих в вузы возникло естественное недоверие и вопрос: бакалавр — это высшее образование или нет? Хотя по программам бакалавриата обучали в высших учебных заведениях, многие студенты все же считали этот уровень обучения чем-то сродни среднему профессиональному. Естественно, и престижность «корочек» бакалавра была несравнима с дипломом специалиста.

В 2003 году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию от 19.06.1999 года, и отечественные вузы открыли также магистратуру. Этот шаг еще более приблизил отечественную систему образования к европейской, однако выбор у студентов усложнился.

Социальные причины

Возможность закрепиться в любимом
городе

Молодой человек, преисполненный
амбиций и планов, собирается переехать в большой город. Самый важный вопрос,
который он будет решать с первого дня пребывания там — вопрос с жильем, самый
острый и сложный.

Поступление в магистратуру (конечно,
на очную форму обучения) способно решить вопрос с жильем на целых два года.
Большинство вузов
предоставляют своим студентам, в том числе, естественно, и магистрантам,
общежитие, цена за которое — самая символическая. Конечно, поступление, помимо
общежития, предполагает и обучение в магистратуре. Но для молодых и амбициозных
это только повод совместить полезное с полезным: и закрепиться в любимом
городе, и получить вторую ступень высшего образования.

Возможность поступить за рубеж

Выпускники российских вузов (в том числе бакалавры) имеют
возможность поступить в магистратуру за рубеж. Помимо того, что человек может
остаться за границей,
— если рассматривать такую возможность как преимущество — есть и ряд других
прерогатив. Например, так как магистерская степень в Европе — это научная
степень — она дает право преподавать в вузах. Также выпускник зарубежной
магистратуры может поступить в аспирантуру и получить степень Ph.D. Зарубежный диплом будет конкурентным
преимуществом не только на международном, но и на отечественном рынке труда. Ну
и наконец, обучение за рубежом — прекрасный способ «подтянуть» иностранный язык.

Возможность перейти с платного
образования на бесплатное

Да, двухуровневая система
предполагает даже такое. Возможно, вы по тем или иным причинам учитесь на
платном бакалавриате. Но в магистратуре начинается уже совершенно другая
история. И, соответственно, у вас появляется возможность попасть на бюджетное
место. Это улучшит ваше финансовое положение (или же — ваших родителей), да и
самооценку может поднять.

Отсрочка от армии

Ну и конечно, куда без такого
важного для юношей бонуса. Ранее призывник мог воспользоваться отсрочкой по
учебе только один раз

Соответственно, если он заканчивал школу в 18 лет (как
это делает большинство теперь), то, поступая на бакалавриат, он и использовал
эту отсрочку. С 2018 года в

Федеральный закон № 53-ФЗ

«О воинской обязанности и военной
службе» были внесены изменения, согласно
которым призывник может воспользоваться отсрочкой второй раз — именно при
поступлении в магистратуру после бакалавриата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector