Что такое рецензия: кратко и понятно о главном в этом жанре

Объем и содержание рецензии

Содержание рецензии зависит от того, какой вид работы оценивается: научное исследование, книга, дипломная работа, диссертация, кинофильм и т.д. 

Приблизительный план того, как писать рецензию на научную статью, включает в себя соблюдение общих требований, носящих условный характер, так как тип рецензируемого объекта потребует соблюдения определенных правил: 

  1. Информация о том, что именно рецензируется, название, краткие сведения об авторе. 
  2. Краткая передача содержания.
  3. Критический анализ формы, содержания, структуры композиции, стиля изложения. 
  4. Акцент на преимуществах и указание на недостатки с пояснением причин ошибок. 
  5. Аргументированное резюме. 

Если рецензируется научная статья, то план должен содержать следующие пункты:

  1. Краткая библиография: название статьи, область исследования, информация об авторе с упоминанием его рода деятельности, места учебы или работы, званий, степеней, если таковые имеются.
  2. Основная часть должна содержать самую суть содержания: оценку актуальности темы и полноты ее раскрытия, анализ текста с точки зрения логики изложения, соблюдения структуры, достаточного количества цитируемых источников, которые наглядно подтверждают глубину изучения теории вопроса, выполнены ли поставленные задачи, достигнута ли в итоге поставленная цель. 
  3. Научная и практическая значимость работы. 
  4. Положительные стороны и недочеты. 
  5. Соответствие оформления статьи государственным стандартам или методическим рекомендациям, грамотность, соблюдение стиля. 

В конце рецензии подводится итог. Для курсовых работ, контрольных, дипломов, которые написали студенты, необходимо указать итоговую оценку. Для научных статей — резюме о возможности публикации или использования материала в практической деятельности: в качестве лекционного материала при обучении студентов. Резюме на диссертацию должно содержать рекомендацию о возможности присвоения ученой степени автору.

Резюме завершается информацией об эксперте: фамилия, имя, отчество, занимаемая должность.

Требования к содержанию рецензии:

  • Объективная оценка: статью необходимо оценивать вне зависимости от личных пристрастий эксперта, только с позиции научной значимости объекта экспертизы.
  • Отсутствие эмоционально окрашенной лексики, подробного описания второстепенных деталей.
  • Наличие аргументированной доказательной базы. Рецензенту необходимо обосновывать каждый приведенный аргумент. 

Средний объем рецензии – от 1000 до 3000 знаков, это составляет примерно 1-2 страницы текста на листах формата А4.

Содержание рецензии на научную работу

Содержание для рецензий на указанные разновидности трудов в основном схожи. Представим его в виде структуры для удобного использования:

Лаконичное описание центральной проблемы труда, на второстепенные внимание обращать не нужно. (Объем – 1-3 предложения).
Анализ актуальности (объем такой же, как в предыдущем пункте).
Анализ плюсов и минусов каждого из разделов (статьи оцениваются в целом, с акцентом на отдельные моменты).
Анализ качества работы (оформления, количественного соотношения теоретической и практической частей работы, структурированность стиля изложения, особенности использования терминологии)

Особенно эта часть важна для рецензий на дипломную работу, магистерскую или кандидатскую диссертацию.
Заключительная часть рецензии зависит от того, на какой труд она пишется:

  • для дипломной работы, диссертации нужно сделать вывод о возможности присвоения квалификации (ученой степени, звания), рекомендовать для обучения в аспирантуре (для магистерской диссертации);
  • для статьи необходимо дать разрешение на публикацию (или отказать);
  • для монографий, учебников, методических пособий нужно сделать выводы о практической ценности, для кого будет полезна и также дать рекомендацию к публикации.

Желательно в рецензии на научную работу дать характеристику подборке литературы, использованной автором для написания труда. Оценивают новизну, актуальность, авторитетность, количество источников.

Краткий словарь фраз

Если вы хотите грамотно написать отзыв, используйте следующие слова и предложения, которые можно вставить в текст:

  1. В статье автора или в работе…
  2. Научное исследование посвящено следующей проблеме…
  3. Важным аспектом статьи, в котором автор достиг положительного результата…
  4. Подводя итоги всего исследования или его отдельной части…
  5. Можно указать на несовершенство статьи в том…

В последнем пункте важно сказать не только про недостатки, но и сказать о положительных сторонах публикации. Вместо многоточия укажите на то, в чем автор достиг определенной степени мастерства, что ему удалось доказать, и к какому выводу он пришел

Вместо многоточия укажите на то, в чем автор достиг определенной степени мастерства, что ему удалось доказать, и к какому выводу он пришел.

План рецензии

«Есть ли у вас план, мистер Фикс?» Увы, у сыщика из известного советского мультфильма плана никогда не было. Быть может, поэтому бедолага бесславно провалил свою миссию. 

Составление примерного плана — второй этап работы над рецензией. Он помогает разложить подготовленные впечатления и пометки по нужным полочкам аналитики.

Профессор Литературного института им. Горького Мария Владимировна Зоркая не только преподает основы рецензирования будущим редакторам и критикам, но еще учит этому всех желающих. На мастер-классах проекта «Университетские субботы» она рекомендует, чтобы в плане присутствовали хотя бы такие пункты:

  1. Название и автор
  2. Жанр
  3. Основная мысль произведения
  4. Время и место действия
  5. Герои
  6. Сюжет
  7. Композиция
  8. Замысел автора
  9. Воплощение замысла
  10. Качество исполнения: плюсы, минусы
  11. Авторские удачи, неудачи
  12. Цель и задача автора
  13. Кому предназначено произведение
  14. Выполняет ли оно свою функцию, роль

Эти компоненты, как считает Зоркая, могут меняться по расположению и в самом плане, и в базовой структуре. Предмет разбора, название, автора, другие выходные данные можно обозначить как в лиде, так и в начале основной части. Авторский замысел идет не только в аналитический блок, но вполне ложится в лид или заголовок. 

Логический стержень при этом остается неизменным: шагая по плану, выстраивать анализ произведения нужно задаваясь тремя составляющими: что, как, зачем. Такой план совершенно универсален. Он удобен как для разбора книги или статьи, так для оценки фильма, сериала, музыки.

Особенности написания рецензии на английском. Часто используемые слова и выражения.

Рецензия — это формализованный текст. Если журнал требует рецензию с определенной структурой, этих требований следует придерживаться строго. Дайте четкие ответы на все поставленные вопросы. При переводе рецензии на английский язык пишите так, чтобы любой автор мог понять ваши мысли, даже если он не является носителем языка.

Сказуемые преимущественно употребляются в форме простого настоящего времени Present Indefinite. Не злоупотребляйте страдательным залогом. Если есть возможность, переводите его в действительный.

В таблицах мы собрали термины, словосочетания и примеры их использования, которые часто встречаются в рецензиях на английском языке.

Обычно в рекомендациях нужно выбрать один из вариантов: принять, отклонить или пересмотреть и внести правки. Ваши аргументы должны быть понятны как редактору, так и автору статьи.

Отличаем от других жанров

Чем рецензия отличается от других публицистических жанров?

Рецензию часто путают с другими публицистическими жанрами, чаще всего – с обзорными статьями или отзывами.

Отличие рецензии от отзыва:

  • рецензия представляет более подробный анализ;
  • в отзыве выделяется только самая яркая характеристика продукта и дается краткий комментарий по поводу его практической ценности.

Отличительные черты рецензии и статьи:

  • рецензия анализирует произведение как единое целое;
  • статья разбирает лишь один-два аспекта объекта (например, только композицию или только язык);
  • статья, как правило, по объему больше, чем рецензия.

Отличия рецензии от отзыва

Плох тот солдат, который не метает стать генералом, как говорится, и странен тот публикующийся писатель, который не желает получать множество рецензий на свои книги. В обычном случае они не так многочисленны, как отзывы, но это явно не минус: сложно ожидать, что книгу прочитают в основном одни только литературные критики и публицисты. Рецензии относятся к более профессиональной сфере и скорее не отражают, а формируют читательское мнение – это одна из первых отличительных особенностей рецензий.

Аналитический характер

Отзыв на книгу может написать совершенно любой из ее читателей, и чем менее сухим и профессиональным он будет, тем покажется интереснее. Но совсем по-другому дела обстоят с рецензиями

Для того, чтобы она обратила на себя внимание, показалась серьезной и достойной прочтения, критику нужно проявить свой профессионализм в подборе и обработке материала. Он должен не просто внимательно прочесть книгу и выразить собственное мнение на ее счет, для жанра рецензии важна именно аналитика и обоснование возможных мнений

Критик предвосхищает все возможные реакции на книгу и заранее дает им толкование.

Объективность

В рецензии, в отличие от отзыва, возможна мысль о том, что конкретному критику как читателю книга не понравилась, но если отходить от личных оценок, то она сильна тем-то и тем-то. Критик отходит от собственной точки зрения и старается взглянуть на произведение с как можно большего числа сторон. Чаще всего затрагивают литературные свойства текста, жанровые особенности, развитие темы по сравнению с прошлыми произведениями, философский и идейный замысел.

Проработанность материала

Для того, чтобы написать отзыв, достаточно прислушаться к своим мыслям и чувствам после чтения – больше ничего не потребуется. Для хорошей рецензии источником информации всегда будет несколько источников помимо самой книги. Как минимум, стоит ознакомиться с биографией автора, с писательскими заявлениями по поводу выхода книги, несколькими критическими статьями на более ранние произведения. В идеале критик читает не одну только рецензируемую книгу данного писателя, чтобы иметь возможность судить о прогрессе или упадке в его творчестве.

Небольшой пересказ сюжета

Если в отзывах это совершенно не обязательно, то для рецензии – важнейший пункт. Будущий читатель ориентируется по такому превью, стоит ли вообще браться читать эту книгу, интересна ли тема, главная линия сюжета. Чаще всего читатели судят об информативности рецензии именно по этому пункту, не стоит отказывать им в возможности немного сориентироваться самостоятельно. Без такого «сырого материала» вся аналитика покажется неинтересной, ведь критик будет говорить о совершенно неизвестной читателю книге.

Обоснованность

Любая положительная или отрицательная идея относительно книги в рецензии должна быть чем-то подкреплена. Не обязательно это должно быть экспертное, профессиональное мнение, но пояснить, почему критик считает именно так, а не иначе, все же стоит. Это поможет вступить с читателем в диалог, ведь он может быть и не согласен с вашей оценкой. Но хорошо аргументированное мнение все равно оставит приятное впечатление даже у несогласных.

Рекомендации для потенциальных читателей

Они могут быть не высказаны прямо, но все же всегда содержатся в рецензии. Сам факт оценки того, хороша книга с определенной точки зрения или слаба, уже побуждает читать эту книгу или не тратить на нее свое время. В некоторых рецензиях критик делает упор именно на то, кому стоит прочесть эту книгу. Так чаще всего бывает в рецензиях на специализированную литературу, нон-фикшен.

Что нужно знать для написания рецензии на статью

Главное в любой текстовой работе – содержание, это касается и рецензии.

Содержание — это главное в любой письменной работе

Разложим его по пунктам для удобного пользования:

  1. Заголовок научной статьи (такой, как заявляет автор, никаких изменений вносить нельзя!), сведения об авторе (детальнее нужно узнавать в редакции, но стандартный набор – фамилия и инициалы, должность, ученая степень).
  2. Краткий анализ заявленной автором проблемы.
  3. Характеристика новизны и актуальности в контексте современных достижений в рамках темы статьи.
  4. Анализ аспектов, которые затронул автор.
  5. Разрешение (рекомендация) на публикацию статьи в журнале.
  6. Сведения о рецензенте (то же, что и об авторе, но добавляется еще подпись и печать).

Формат изложения указанных пунктов свободный, если у редакции нет конкретных пожеланий по этому поводу.

История

Жанр рецензии появился еще в древних цивилизациях, тогда он нес прикладную функцию – помогал выбрать книгу для чтения. В Россию рецензия в современном ее понимании пришла в XVIII веке и была опубликована в журнале «Примечания». Жанр долгое время нес исключительно просветительскую функцию, помогал аудитории понять определенное произведение искусства. Рецензированием промышляли такие известные личности, как А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и другие писатели.

В современных СМИ рецензии становятся все более личными, авторскими, часто аналитическая составляющая ущемляться обилием эмоций. Этот признак сближает рецензию с обзором. Однако, хоть и в несколько измененном виде, жанр до сих пор живет и развивается.

Что такое рецензия на книгу

Далее поговорим о видах оценивающих текстов и узнаем, что такое рецензия на книгу и как её правильно писать. Рецензия на книгу является одной из форм литературной критики, так же, как и СЕО-продвижение сайта в ТОП является формой раскрутки веб-сайтов. В рецензии книга анализируется на основе содержания, стиля, достоинств и недостатков.

Книги можно рецензировать для печатных периодических изданий, журналов и газет, для школьной работы или для книжных веб-сайтов в Интернете. Длина рецензии на книгу может варьироваться от одного абзаца до существенного эссе. Существует целый ряд журналов, посвященных рецензиям на книги. Хорошая рецензия ни в коем случае не должна пытаться продвигать или продавать книгу другим. Это услуга для других читателей, чтобы узнать, может ли книга заинтересовать их.

Рецензия часто содержит оценки книги на основе личного вкуса. Рецензенты в литературных периодических изданиях часто используют возможность написания отзыва на книгу для демонстрации обучения или для распространения своих собственных идей на тему художественной или научной литературы. Обзоры нехудожественных произведений, предназначенных для учебных или информационных целей, могут точнее фокусироваться на таких проблемах, как практическая полезность и удобство чтения.

Пример рецензии

Сегодня готовый пример документа можно бесплатно скачать. Приведем образец краткого отзыва на публикацию в области психологии. Напомним, что это лишь приблизительный пример, и вы можете (и скорее всего, даже должны!) включать дополнительные подпункты в зависимости от конкретной тематики. Итак, текст может быть следующим:

  1. Рецензия на статью “Психологические аспекты обучения в школьных учреждениях” аспиранта кафедры психологии Педагогического университета, Лапушкиной Натальи Васильевны.
  2. В статье рассматриваются главные психологические аспекты, которые направлены на улучшения успеваемости и обучаемости детей в школе, проводится поведенческий анализ конкретных групп школьников по возрасту.
  3. Актуальность исследуемой проблемы не подлежит сомнениям, потому как современный уровень школьного обучения значительно отстает от реалий времени, и в значительной степени это зависит от неграмотного подхода педагогов к ученикам.
  4. Автор провел глубокую работу и предоставил рекомендации в отношении нормализации психологического климата в учебных заведениях. Присутствует вывод о том, что психологические знания преподавателей недостаточны, и учителя не желают искать контакт с детьми.
  5. Научная статья в полной мере соответствует ряду требований и ее можно рекомендовать для публикации.
  6. ФИО рецензента, другая личная информация, подпись и печать.

Оформление и объем

Нет единого ГОСТа, утверждающего форму отзыва на курсовую работу. Вуз вправе самостоятельно регламентировать оформление бланка, в таком случае он будет доступен на кафедре, либо у научного руководителя.

Пример бланка отзыва на курсовую

Различаются бланки по форме. Это может быть таблица или свободная форма

Стандартный объем отзыва – 1-2 листа, напечатанных шрифтом Times New Roman, 12 или 14 кегль, межстрочный интервал 1,5.

Обязательно нужно указать:

  • наименование учебного заведения;
  • наименование факультета, группы и кафедры, по заданию которой пишется исследование;
  • название работы;
  • ФИО студента;
  • ФИО и подпись научного руководителя.

Разновидности рецензий

В зависимости от цели составления, документ могут писать разные рецензенты. Он бывает следующих разновидностей:

  1. Внутренняя рецензия составляется научным руководителем. Подпись преподавателя заверяет университет или то учреждение, в котором проходит обучение или работает автор.
  2. Внешняя рецензия – для этого рецензентами назначаются редакторы журналов или члены редакторской коллегии. Так или иначе, документ должны составлять специалисты с авторитетом и ученой степенью. Ряд организаций требует у того, кто будет его писать, наличие напечатанных публикаций в профильных журналах за последние несколько лет (как правило, за три года).

Оценка источника рецензирования

Существует несколько уровней рецензий:

  • Рецензия в контексте данного произведения. Позволяет выявить авторский стиль и оригинальность изложения.
  • Рецензия в рамках творчества автора. Оценивает прогрессивные изменения в творчестве создателя.
  • Рецензия, охватывающая целую литературную эпоху. Здесь происходит сопоставление авторского творчества с актуальными и современными проблемами.

При написании рецензии учитывают следующие моменты:

  • Персонажи. Насколько натурально они описаны, их поступки в рамках сложившейся ситуации, взаимодействие характеров.
  • Сюжет. Есть ли заминки в построении произведения, насколько оно логично и последовательно, приемлемо ли использовать те или иные сведения в рамках заданного жанра.
  • Стилистика. Использование красивых оборотов и устойчивых выражений позволяет из банального произведения создать целое искусство.
  • Достоверность. Нет ли нарушений законов науки, есть ли отсутствие логики в описании деталей, одежды, эпохи или обыденных вещей.
  • Психология. Насколько мотивированны поступки персонажей, не чувствуется ли автор за спинами героев.
  • Полезность. Интересна ли тема для нравственного воспитания или расширения самопознания. Посредственно описанная, но познавательная тема интересна в качестве источника информации.
  • Место в эпохе. Какое направление в литературной среде развивает творчество автора, продолжает ли какие-то тенденции.
  • Собственный взгляд. Здесь описываются чувства, которое осталось после прочитанного. Мнение рецензента не должно быть безупречным, оно отражает честную оценку.

Актуальность и новизна темы находятся в центре внимания создающего рецензию.

Что должно быть и чего не должно быть в рецензии?

Несмотря на то, что в рецензии используется стандартный набор фраз и выражений, нельзя написать один универсальный текст и подставлять в него названия статей и ключевые слова. Легких путей нет. Если вы уже два часа сидите перед чистым листом бумаги и не знаете, что же тут написать кроме избитых формулировок, воспользуйтесь рекомендациями коллег.

Опытные рецензенты советуют обращать внимание на следующие особенности работы:

Соответствие содержания и стиля статьи специфике журнала.
Стиль письма: логика, связность и завершенность текста; грамотное использование терминологии; отсутствие “воды”.
Экспериментальная часть работы: помогают ли выбранные методы ответить на поставленный вопрос, хорошо ли описан эксперимент, можно ли воспроизвести его в другой лаборатории на основании данной статьи.
В разделе “результаты” обратите внимание на полноту и достоверность данных. Действительно ли эти результаты можно было получить так, как описано в статье.
Анализ результатов исследования: соответствуют ли выбранные методы поставленным целям

Понятна ли интерпретация результатов.
Качество схем и таблиц: соответствуют ли приведенные данные тексту статьи.
Качество ссылок: действительно ли ссылки поддерживают те предложения, в которых они цитируются. Полнота и качество библиографии: присутствие не только старых, но и новых источников.

Главный вопрос, стоящий перед рецензентом: важна ли статья. Ответ обычно неочевиден. Наука знает множество примеров, когда решение практически важных проблем начиналось с исследований, которые не имели к этим проблемам прямого отношения. Если в статье есть новые идеи, данные или методы, ее безусловно стоит публиковать.

Чего не должно быть в рецензии:

  • Простого пересказа статьи.
  • Субъективности оценок и расплывчатой аргументации. Связывайте замечания с номерами страниц или цитатами из статьи. Ваша критика должна быть понятна автору.
  • В рецензии не принято высказываться от первого лица и транслировать личное мнение.
  • Оценка рукописи не должна зависеть от личности автора, его религиозных или политических взглядов, пола, возраста и других характеристик. Авторитетные журналы используют двойное слепое рецензирование.

Рецензия на статью — не приговор и не окончательный диагноз, в значительной степени это точка зрения рецензента. Главное в рецензировании — доброжелательность. Хороший рецензент прежде всего поможет автору улучшить статью и усовершенствовать свой навык научного письма.

Как писать рецензию

Строгих правил написания рецензий нет, но для удобства автора предлагается план.

Типовой план рецензии

  • Данные об авторе (ФИО, место работы/учёбы), название рецензии;
  • Краткое содержание анализируемой темы (не больше двух предложений);
  • Общее впечатление о тексте или событии и оценка его актуальности;
  • Анализ содержания, стиля текста, умений автора и его знаний по теме;
  • Преимущества и недостатки работы;
  • Итоговая оценка и вывод.

Для научных рецензий типовой план выглядит следующим образом:

  • Библиографические данные автора – ФИО, место работы, учёбы; название работы;
  • Актуальность выбранной темы;
  • Структурированность подачи материала, оценка количества литературных и других источников;
  • Оценка, насколько применяемые методы соответствуют целям исследования;
  • Оценка адекватности поставленных целей;
  • Преимущества и недостатки исследования;
  • Рассуждение об актуальности научной работы и её пользе для практической деятельности;
  • Оценка грамотности написанного, соответствия оформления принятому ГОСТу и методическим пособиям;
  • Экспертные выводы – общее подведение итогов, подготовленность текста к печати, возможность присвоить научную степень и др.
  • Библиографические сведения о рецензенте – ФИО, место работы.

Объём и содержание

Рекомендуемое количество символов – от 1000 до 3000 (Объем текста не больше двух страниц А4).

Жёстких требований и ограничений по содержанию нет, рецензенту предлагается писать по своему усмотрению, но рекомендуется придерживаться нескольких советов:

Не превращать свою рецензию в пересказ работы – краткое содержание темы должно ограничиваться парой предложений;
Быть сдержанным в выражениях, не допускать ненормативной и разговорной лексики, не переходить на личности, а комментировать только работу;
Обеспечить читателя достаточным количеством доказательств своих аргументов;
Не погрязать в подробностях и не перегружать текст лишней информацией;
Стараться писать так, чтобы рецензию мог понять широкий круг читателей.
При написании научных статей придерживаться принятых норм.
Если оценивается художественное произведение, то важно раскрыть те моменты текста, о которых читатель мог не догадываться.

Оформление рецензии

Оформить рецензию правильно стоит для внешней красоты текста и облегчения его восприятия читателями. Для электронного варианта она оформляется по принятым стандартам: шрифт Times New Roman размера 12-14 (чаще всего 14 кегль используется для написания заголовков), междустрочный интервал – 1,5. Отступ на листе от верхнего края – 15 мм, от нижнего – 20 мм, от левого и правого – 30 мм и 10 мм соответственно.

Текст не должен быть сплошным – для облегчения восприятия его следует разделять на абзацы, по возможности создавать маркированные и нумерованные списки, вставлять таблицы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector